Ссылки для упрощенного доступа

Туркменистан прекращает финансирование государственного телевидения


Фрагмент программы государственного телевидения

Теле и радио программы Государственного комитета по телевидению, радиовещанию и кинематографии Туркменистана теперь не будут финансироваться бюджетом.

Согласно указу, подписанному 7 июля президентом Туркменистана, решение о переводе Государственного комитета по телевидению, радиовещанию и кинематографии на хозрасчет было принято с целью дальнейшего развития отрасли. Прекращение финансирования государством телевидения и радиовещания начнется в 2018 году, будет осуществлено поэтапно в течение 4 лет.

Сообщается, что Государственному комитету по телевидению, радиовещанию и кинематографии разрешено по согласованию с Кабинетом министров Туркменистана выполнять определенными телерадиоканалами рекламные услуги по маркетинговым механизмам и финансировать свои расходы за счет прибыли, получаемой от хозрасчета.

В настоящее время все 7 телеканалов («Алтын Асыр», «Яшлык», «Мирас», «Туркменистан», «Ашхабад», «Туркмен овазы» «Туркменистан спорт») и 4 радиоканала («Чар тарапдан», «Мирас», «Оваз» и «Ватан») действующих в Туркменистане полностью контролируются и финансируются государством.

Международные организации по правам человека и свободе СМИ из года в год критикуют правительство Туркменистана за жесткое ограничение свободы слова и информации. Медиа пространство Туркменистана считается наиболее изолированным от внешнего мира, доступ населения к зарубежным средствам информации крайне ограничен, национальные медиа находятся под государственным контролем и подвергаются жесткой цензуре, используясь властями для пропаганды режима.

Местные наблюдатели отмечают, что решение руководства страны о полном прекращении финансирования “главного рычага государственной пропаганды" является крайней неожиданностью. Которое может быть свидетельством безысходности в период экономического кризиса в стране.

Публицист из Ашхабада, бывший сотрудник государственного телевидения Туркменистана Аманмырат Бугаев считает, что вопреки заявленным в решении правительства планам о переводе радио и телеканалов на хозрасчетную форму финансирования, возможности для самостоятельного содержания и обеспечения отрасли крайне ограничены.

"Туркменские телеканалы не способны обеспечивать себя. Например, как способ получения прибыли при реализации прессы, прибегают к вынужденной подписке населения на газеты и журналы. У телеканалов дела обстоят совсем по другому. У них нет телезрителей, телевидение никто не смотрит", - отмечает Аманмырат Бугаев.

Как отмечают собеседники Радио Азатлык в Туркменистане, передачи национального телевидения страны однообразные, информация крайне скудная, содержание программ основано на официальной хронике и пропаганде достижений. В связи с этим жители страны предпочитают зарубежные телеканалы, доступные по спутниковому телевидению, в основном российские и турецкие.

Вопреки этому программы государственного телевидения Туркменистана неоднократно подвергались критике президента страны. Гурбангулы Бердымухамедов, в частности, выражал недовольство темпами развития отечественного телевидения.

Вместе с тем, туркменские власти уже несколько лет ведут кампанию по демонтажу спутниковых антенн, устанавливаемых жителями страны для просмотра передач зарубежных телеканалов. Международные правозащитники считают действия властей, заявляющих о намерении улучшить внешний облик городов, стремлением ограничить доступ населения к независимой информации.

XS
SM
MD
LG