Ссылки для упрощенного доступа

Заменили букву «о» на цифру «0»? Радио Озоди расследовало причину блокировки сайтов «Азия-плюс»


Новостной портал «Азия-плюс»

Замена буквы «о» на цифру «0» в DNS (Domain Name System) привела к тому, что с 19 августа сайты новостного портала «Азия-плюс» (news.tj и asiaplus.tj) стали не доступны. Читатели не могут зайти на эти сайты даже через VPN и прокси-сервер. Как такое могло случиться, нам до сих пор не понятно, говорят в руководстве холдинга «Азия-плюс».

"Служба связи тут не причем!"

В Службе связи при правительстве Таджикистана заявили, что ведомство не имеет никакого отношения к возникшей ситуации. "Служба связи тут не причем. Не надо сваливать все на нас. У нас нет никаких проблем с "Азия-плюс", - сказал Илхомджон Атоев, заместитель главы Служба связи при правительстве Таджикистана.

Однако руководство холдинга "Азия-плюс" утверждает, что только Служба связи имеет доступ к настройкам в домене TJ.

Хостинг-провайдер «Истэра», в котором зарегистрированы news.tj и asiaplus.tj, также заявляет, что не имеет никакого отношения к блокировке сайтов. «DNS от нас не зависит. Мы не имеем никакого отношения. У нас все работает, возможно это дело рук других лиц», - заявили Радио Озоди в компании.

DNS (Domain Name System «система доменных имён») — компьютерная распределённая система для получения информации о доменах. Чаще всего используется для получения IP-адреса по имени хоста (компьютера или устройства), получения информации о маршрутизации почты, обслуживающих узлах для протоколов в домене (SRV-запись). Распределённая база данных DNS поддерживается с помощью иерархии DNS-серверов, взаимодействующих по определённому протоколу.

DNS сайтов новостного портала «Азия плюс» расположены в принадлежащем администрации президента Таджикистана и Службе связи при правительстве страны домене TJ по адресам hans.ns.cl0udflare.com и tess.ns.cl0udflare.com. Руководство «Азия-плюс» заявляет, что в слове cl0udflare буква «о» заменена на цифру «0», что и стало причиной блокировки сайтов.

Журналисты Радио Озоди 22 августа вошли на сайт домена TJ (nic.tj) и обнаружили, что на самом деле в DNS сайтов «Азия-плюс» значится слове cl0udflare. Специалисты технического отдела Радио Свободная Европа/Радио Свобода утверждают, что слово кем-то исправлено, в результате чего доступ к сайтам был закрыт.

Случайность или преднамеренная "ошибка"

Мухаммади Ибодуллоев, глава общественной организации Гражданской инициативы политики интернет считает, что изменение в DNS сайтов «Азия-плюс» могли внести две структуры:

- владелец домена TJ и

- хостинг-провайдер.

Однако, по его словам, возможно, ошибка произошла при работе над сайтами.

Мухаммади Ибодлуллоев не исключает и хакерскую атаку на сайты новостного портала.

Владельцами домена TJ являются администрация президента Таджикистана, и Служба связи при правительстве страны. Представители этих структур отказались от комментариев на эту тему. Ранее, как мы уже отметили, замглавы Службы связи заявил, что ведомство не имеет никакого отношения к блокировке сайтов «Азия-плюс».

Специалисты технического отдела Радио Свободная Европа/Радио Свобода не исключают, что замена буквы «о» на цифру «0» в DNS сайтов «Азия-плюс» - дело рук заинтересованных групп или соперников.

По словам одного из наших собеседников, замена кода или DNS-сервера с технической точки зрения не так уж трудно, однако у специалиста или хакера должен быть доступ к определенному домену.

Почему Роскомнадзор внес «Азия-плюс» в реестр запрещенных сайтов?

Напомним, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ (Роскомнадзор) с 26 июля заблокировала сайт ИА «Азия плюс». “Мы решили узнать причину блокировки и случайно в электронной почте одного из наших сотрудников обнаружили письмо «Роскомнадзора», в котором упоминается об опубликованной в прошлом году информации о самоубийстве женщины в Худжанде», — сообщила 2 августа Радио Озоди редактор издания Зебо Таджибаева.

По словам Таджибаевой, на сайте лишь сообщалось, что жительница Согда совершила самоубийство: бросилась в реку Сырдарья, но сотрудники Роскомнадзора нашли в краткой информации элементы пропаганды суицида.

Российские интернет-провайдеры тогда подтвердили пользователям сайта «Азия плюс», что по распоряжению «Роскомнадзора» доступ к этому порталу ограничен.

Роскомнадзор в своем письме «Азия плюс» сообщает, что согласно ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», сайт news.tj внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В редакции "Азия-плюс" надеялись, что доступ к сайту будет возобновлен после удаления материала. Но на новостной портал обрушился новый удар.

«Азия-плюс» теряет читателей

В руководстве холдинга «Азия плюс» говорят, что с 19 августа число читателей сайтов заметно уменьшилось. В настоящее время материалы новостного портала "Азия-плюс" доступны по адресу: https://asiaplustj.info/, а также в соцсетях.

Аркадий Пилдес, специалист по информационным технологиям и компьютерной безопасности Радио Свободная Европа/Радио Свобода, говорит, что новостной портал как владелец имеет доступ к домену, и может исправить ошибку. Однако руководитель холдинга "Азия-плюс" Умед Бабаханов со ссылкой на местных экспертов заявляет, что монопольный доступ к настройкам домена зоны TJ имеет лишь Служба связи при правительстве Таджикистана.

Сегодня новостной портал «Азия-Плюс» остается ведущим информационным сайтом в зоне TJ.

Напомним, первый информационно-аналитический бюллетень «Азия-Плюс» вышел в свет 2 апреля 1996 года.

Материал Таджикской редакции РСЕ/РС- Радио Озоди

Смотреть комментарии

XS
SM
MD
LG